Меню

Пост не диета а воздержание от греха



Зачем нужен пост и в чем его отличие от вегетарианства и от диеты?

В чем необходимость поста? Человек изначально создан как единство души и тела, которые призваны совместно подчиняться духовному, небесному и Божественному. Грех внес дисгармонию, и потому в нашей жизни бывает, что в естестве возникают страстные пожелания, при которых тело словно не хочет слушаться души, да и сама душа стремится к плотской жизни. Уврачевать это внутреннее расстройство и помогает пост, во время которого мы воздерживаемся от пищи животного происхождения, а также от пустого времяпрепровождения и земной суеты, посвящая себя духовному восхождению к Богу. Чтобы взойти к Богу, необходимо преодолеть свой эгоизм, а эгоизм проявляется в наших греховных страстях, стало быть, важно побеждать свои страсти, чему как раз и способствует пост. Поэтому соблюдение христианином постов есть проявление любви к Богу и наглядное предпочтение духовного телесному.

А если вкратце сказать об упомянутых в вопросе отличиях, то можно ответить так: диета – методика оздоровительного питания, вегетарианство – идеологический отказ от животной пищи, а пост – духовное делание, которому мы стараемся подчинить не только душу, но и плоть. Здесь явное различие в целях и исходных побуждениях.

Диета действует в области физиологии. Диета вызвана исключительно телесными потребностями, в частности расстроенным телесным здоровьем. Предписанная врачами и необходимая для поправления здоровья, диета не осуждается Церковью, более того, уже при диете человек учится ограничивать пожелания своего телесного естества. Но диета еще не есть пост, потому что пост – это не только телесное воздержание, а целокупное действие духа, души и тела. Иногда к священникам подходят невоцерковленные люди, и на вопрос, постятся ли они, отвечают, что мяса они вообще не едят. Само по себе невкушение мяса еще не есть пост, но пост – это, при невкушении скоромной пищи и воздержании от супружеских отношений, еще и особый, более трезвенный, покаянный настрой души, это и воздержание от участия в мирских увеселениях, и приготовление к исповеди, и увеличение своего молитвенного правила.

В отличие от диеты, вегетарианство исходит не из физиологической необходимости, а из идеологии. В частности, некоторые люди отказываются от вкушения мясной пищи ввиду жалости к животным и ввиду мировоззренческого неприятия умерщвления животных. То есть это выбор пищи в зависимости от своих душевных побуждений, но который всецело простирается в плоскости земной, не имея духовного вектора, ибо вопрос о вкушении мясной пищи ясно разрешается Божественным Откровением (см. Быт. 9:2–3).

В отличие от диеты и от вегетарианства, пост – это духовное делание, целью которого ставится подчинение телесных и душевных чувств духовным начинаниям. В христианской письменности тело иногда сравнивается с музыкальным инструментом, а душа с музыкантом, который должен извлечь из этого инструмента гармоничную мелодию. Если инструмент поврежден или его струны расстроены, музыкант не сможет добиться возвышенных звуков. Но если и музыкант не достаточно обучен, успеха у него тем более не будет. Христианский пост есть воспитание души, обучение ее духовным навыкам, а также – врачевание тела от греховных страстей, дабы естество человека могло служить Богу гармоничной духовной жизнью.

Источник

Главные ошибки постящихся, или почему пост, это не диета

Жизнь православного человека не мыслима без поддержания поста. Поста придерживаются каждую среду и пятницу, пост держат перед Причастием, а еще существует многодневный пост. Но зачастую православные по незнанию или по неопытности совершают ряд ошибок, где же та грань, где соблюдается пост по заповедям, а когда начинается пост в осуждение, фарисейский.

К сожалению бывает, что в семье не все готовы к соблюдению поста и допустим один член семьи постится, а остальные в силу своей духовной подготовки — нет, вот тут могут начинаться искушения. Постящийся начинает делать замечания остальным членам семьи, впадать в грех осуждения, а это уже серьезная ошибка. Пост — это дело сугубо личное, каждый постится в силу своей подготовки, а постящемуся следует понимать, что он в подобных ситуациях молится не только за себя, но и за стальных членов семьи.

Очень часто православными совершаются две наиболее распространенные ошибки.

Ошибка первая. Постящимся делается упор на ограничение себя в еде и совершенно не замечаются свои дурные стороны. Но тем не менее, борьба со своими страстями, дурными привычками, греховностью (осуждением, злословием, дурными привычками) скорее даже более важная сторона поста, нежели кусочек рыбы на обед во время поста.

Ошибка вторая. Мы все меньше обращаем внимание на пост. Складывается ощущение, что он просто уходит из жизни современного православного человека, он перестает существовать, человек старается найти себе десятки оправданий, почему не может держать пост, начиная от физических болезней (хотя разве физическая немощность может повлиять на воздержание от греха осуждения в пост..), заканчивая собственной ленью. И тут находятся десятки оправданий, мол мы всю неделю страдаем на работе, чтобы нам еще в выходные перед причастием по поститься.

Надо не ударяться в фанатизм, но вместе с тем помнить, что пост — для меня и для Бога. Будем стараться соблюдать пост размеренно, то есть воздерживаться от скоромной пищи и бороться со своими греховными страстями и наклонностями.

Храни Всех Господь!

Не забудьте также подписаться на мой канал и поставить пальчики вверх, а на моей страничке в инстаграм @pravoslavnyi_bloger много полезных православных советов, приходите в гости:) .

Источник

Пост – это есть воздержание не от мяса, творога, а пост – это есть воздержание от греха.

«…Истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет и ничего не будет невозможного для вас; Сей же род (бесовский) изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17, 20–21).

Читайте также:  Диета при дерматите глаз

Пост – это есть воздержание не от мяса, творога, а пост – это есть воздержание от греха.
Но не для маленьких детей, которые ещё не знают, что такое воздержание.
Трудно трёхлетнему ребёнку понять, если ему скажут: «Знаешь что, ты должен от тщеславия воздерживаться».
Не поймёт, о чём речь. А вот если скажешь, что пост – среда, пятница – мы сегодня мороженое не едим, это он поймёт.
Поэтому пост в пище – это для детей.
Но ребёнок бывает не только по возрасту. Бывает ребёнок и в вере.

Так что пост телесный – это для начинающих.
Но цель поста – научиться воздерживаться не только желудком, что очень полезно, а воздерживаться, прежде всего, от проявления страстей.
Зачем это нужно? Это есть свидетельство наше пред Богом, что мы хотим от этого исцелиться (от приверженности страстям).
Если человек воздерживается, демонстрирует Богу своё желание, Бог эти усилия замечает.
Большинство людей, подавляющее большинство людей, от грехов избавляться не хотят.
Грехи – они очень приятны, они родные, они любимые.

Самый распространённый у нас грех – это осуждение.
Мы постоянно осуждаем других.
Почему? Нам это делать нравится.
Даже всякие хитрости придумываем: «Это я не в осуждение, а в рассуждение».
Самый любимый объект для нашего упражнения – это духовенство.
То, что они рассказывают, как надо, сами ничего не делают.
А нам очень приятно, что мы не хуже, а лучше.
Некоторые так говорят: «Паче сана».
То есть я его осуждаю не как священника, а как человека, который согрешает.
Человек на всякие хитрости пускается, лишь бы ему погрешить.
А что за сладость такая в этом – осудить другого?
Очень просто – потешить свою гордость.
Когда я говорю о том, какой некто плохой, или не говорю, а молчу, да покачиваю головой, тем самым я возвышаюсь, я головой машу, как крылами, которые меня возносят над ним. То есть, он – никчёмное барахло.
Другое дело – я. «Я не таков, как прочие люди» (Лк. 18, 11), нет, я такой хороший!
И это тешит человека. Почему? Потому что есть гордость, а всякая страсть нуждается в пище. Страсть чревоугодия нуждается в конкретной пище: жиры, белки, углеводы, микроэлементы, витамины.
А страсть гордости нуждается в осуждении.

Страсть гнева питается тогда, когда мы гневаемся на кого-то.
Когда нам нужно оправдать себя в гневе, мы говорим: «Но он же меня довёл!»
А представь себе, что на твоём месте будет преподобный Сергий Радонежский. Он бы его довёл? Нет.
Значит, причина-то не в том, что он довёл, а причина в том, что ты не Сергий Радонежский, а что ты обыкновенный, бедный, гневливый человек, исполненный страстью гнева, который, бедненький ты мой, есть смертный грех.

Поэтому ты через свой гнев душу погубляешь.
Не через то, что он тебя довёл, а через то, что гневливый.
Даже если тебя запереть в келье на месяц, может кончиться тем, что ты будешь предметы швырять в паука, который не там паутину сплел. Гнев – он найдет себе возможность.
Некоторые мечтают, особенно по молодости: вот куда-то уеду, в какой-то скит, там будет тихо, птички петь будут, и там я не буду гневаться, не буду раздражаться.
А комары? А смена погоды? А плохое самочувствие? А ногу на сучок напорол?
Всегда будет повод и выматериться, и ещё кого-то осудить из прошлого. Накинутся воспоминания, и ты будешь с утра до вечера проклинать и этого, и того, и все мысли будут проходить не в молитве, а в том самом осуждении.

Страсть гнева будет шибче душить, чем если бы ты жил в центре Москвы, потому что в скиту-то бесы разгуляются, нельзя будет отвлечься.

В Москве хоть телевизор включил, футбол посмотрел.
Но и здесь – осуждение: судят не так, играют не так, тренируют не так, болельщики ведут себя не так, и телевизор мелькает – всё не так.
И поздно показывают – опять не так. Потому что это внутри нас.
И куда бы ты это в себе ни увёз, ты увезёшь это вместе со своим внутренним багажом.

Поэтому так важно воздержание.
Когда Господь видит, что человек воздерживается, и, как отец этого отрока, со слезами на глазах, коленопреклоненный, молится: «Исцели!» – а Господь, что, Ему жалко? Он видит, что человек старается и просит. Ну, и пожалуйста. Бог-то хочет того же, что и тот человек, который просит об исцелении. Ведь Господь пришёл на землю, чтобы всех исцелить. И если мы до сих пор остаёмся бесноватыми, то по одной причине – что мы не воздерживаемся от своих грехов и не просим у Бога об исцелении. В этом причина.

Если бы мы серьёзно начали воздерживаться от всех восьми страстей человеческих…
У нас у всех одни и те же страсти, просто у одного – одна главенствующая – любит покушать, а у другого – другая – любит поорать, а у третьего – любит осудить, а у четвёртого – любит поблудить, а у пятого – все семь или восемь, разные есть списки этих страстей.

Они у всех присутствуют в разных формах, независимо ни от возраста, ни от состояния, ни от социального положения, ни от образования.

Читайте также:  Энерджи диет что это и как работает

Например, человек образованный, из хорошей семьи – вдруг человека убил. А гнев-то, какая разница, он может и академика душить, может и простого человека.
Или зависть, или ревность. В каком-нибудь научном мире постоянно идёт такая грызня – хуже, чем на коммунальной кухне.
И все друг друга и подставляют, и клевещут, и незнамо что делают. Вроде бы люди и учёные, и много книг прочли, а страсти те же.

Потому что само по себе образование, широта ума – ничего не дают для того, чтобы человек побеждал свою страсть.

Нужно целенаправленно желать исцеления, и целенаправленно воздерживаться от страстей, и ежедневно со слезами молиться Богу, потому что только Он может исцелить.
Мы можем явить свою готовность – и тогда Господь придёт на помощь.

Источник

ЛУЧШЕ В ПОСТ ЕСТЬ СВИНИНУ, ЧЕМ БЛИЖНЕГО

Заметили, сколько сегодня постящихся перед Пасхой? Каждый второй. Если судить по их числу, то у нас половина населения – примерные благочестивые православные. Ан – нет, не выходит так. Мяса-то мы не едим, но в остальном совсем не отличаемся христианским смирением. Такое впечатление, что народ Великим Постом, как диетой, пользуется: чтобы оздоровиться, почистить организм, а заодно и похвастать «модной набожностью». Но ведь главное – не воздержание от пищи, а воздержание от греха.

Хоть святых выноси!

Тут на днях видел чудную иллюстрацию этого нашего феномена повального отказа от мяса перед Пасхой. Стоит в очереди к кассе в универсаме впереди меня колоритная дамочка: костерит едва ли не матом всех вокруг — тот ее толкнул, эта «влезла вперед, хотя не стояла», ребенок позади вертляв и груб. При этом она еще успевает ругаться по телефону, видимо, с мужем, примерно в таком духе: «Какую тебе еще, скотина, колбасу?! Сейчас Пост. Грех мясо жрать!» Вот это да, мелькнуло у меня в голове. Вот, поди, объясни этой поборнице самоограничений, сколько заповедей сейчас она нарушила. Лучше бы сосиску съела! И как убедить таких, как она, что для православного человека важной является именно духовная сторона подготовки к Пасхе: воздержание от гнева, от злобы, от порицания людей, от суетных удовольствий. Вообще, народ наш при всем внешнем интересе к церковной сфере, поразительно мало знает о том, что есть пост, Пасхальный в частности, и чего он от нас, верующих, требует.

Голос Бога

Замечательный наш проповедник отец Александр Мень рекомендовал в первую неделю Великого поста обязательно уделять хотя бы несколько минут размышлению о бренности жизни. «Всегда надо помнить, что этот Пост может оказаться последним в твоей жизни. Ведь нитка нашей жизни может оборваться в любой момент. Но это не повод для того, чтобы горевать, опускать руки, нет! Напротив, от этих мыслей начинаешь больше ценить и любить каждое мгновение жизни». Однако, переживая жизнь полноценно и полнокровно, мы порой не имеем времени остановиться и подумать – все ли делаем правильно? Не совершаем ли в угаре удовольствий подлостей? Не забываем ли о вечности и Боге?

Время Великого Поста специально предназначено для того, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и поразмышлять о самом главном: своих прегрешениях, ошибках, проступках. То есть пост — время встречи с собственной совестью. Есть такой афоризм: «совесть — это голос Бога». Похоже на то: иначе совершенно непонятно, откуда она берется.

Ограничения и молитвы

Воздержание от животной пищи – хоть и важная часть поста, далеко не главная. Суть в том, чтобы отказаться от плотских удовольствий, от внешних радостей. Например, не стоит проводить время в шумных компаниях. Уж точно не гоже устраивать развлекательные и увеселительные поездки, экскурсии. Для православных важно еще и воздержание в сексуальной жизни и любовных отношениях.

Отец Александр Мень считал, что необходимо ежедневно хотя бы по 10-15 минут уделять молитвенным размышлениям. Это дисциплинирует. Главное — не пропустить ни одного дня в течение Великого Поста. Причем этой «гимнастикой души» заниматься можно и на ходу, и на работе, и вечером, когда все домашние уснут, и утром, приготавливая завтрак, — словом, приноравливаясь к обстоятельствам. Главное – мысленно поставить себя перед лицом Божиим; осознать, что, где бы мы ни были, мы всегда с Ним.

Еще лучше — посвятить Господу во время Поста отказ от какого-нибудь своего удовольствия, пусть только на время! И это будет важнее, чем самые строгие ограничения в меню. Например, если вы жить не можете без музыки, откажитесь на эти сорок дней от плейеров и радио. Кофе – главный наркотик для вас? Вот и пожертвуйте утренней чашкой. Кому-то достаточно будет выбросить на время Поста сигареты, а другому придется дать обещание не посещать любимую девушку, потому что она слишком волнует, занимает мысли, возбуждает душу.

Помните, Светлый Праздник Пасхи – это не ритуал, это живая связь со Спасителем, и прийти к нему нужно подготовленным физически и духовно. Чтобы иметь право со всеми вместе воскликнуть в храме радостно: «Христос воскрес!».

Источник

Избегайте эти 11 ошибок во время Поста!

Моисей постился 40 дней перед тем, как получить 10 заповедей от Бога. Христос постился 40 дней прежде чем выйти на служение человечеству. Народы узнав о грядущем наказании налагали на себя пост.

Воздержание от удовольствий и пищи — древняя практика показать свою веру Богу, понести подвиг ради просимого, подготовить себя к Важному религиозному событию.

Даже те православные, кто причащаются редко, пост всё равно стараются соблюдать. И вот каких ошибок я, как священник, советую Вам избегать.

Читайте также:  Крем для тех кто на диете

Ошибка №1. Не есть мясо, но есть людей

Голод озлобляет и в конце поста можно обнаружить, что ты «съел» кучу народа. А всё из-за твоего раздражения. Хочешь напасть на ближнего? Иди попей молочка и успокойся. Богу не нужен такой твой пост.

Ошибка №2. Вести себя так, чтобы другие видели, что ты постишься.

Просто процитирую Евангелие от Матфея:

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ( Мф. 6:16-18)

Ошибка №3. Нарушил пост 1 разок, решил бросить его совсем.

Бывает, утром съел что-нибудь не постное. А в обед думаешь: всё равно согрешил, наемся уж по полной. А на следующий день думаешь: всё равно согрешил, не буду поститься. Не надо так. Если оступился, вставай сразу и иди дальше.

Ошибка №4. Пост — выше всего.

Выше всего любовь. А ещё послушание — выше поста и молитвы. А ещё суббота — для человека, а не человек для субботы. И пост также. В какой-то момент можно отказаться на час от поста, чтобы разделить трапезу с бомжом или с лучшим другом, который не постится. Ради любви.

Ошибка №5. Осуждать тех, кто не постится

Человек постящийся начинает о себе высоко думать. А других начинает осуждать, если они не постятся. Это глупо. Пост должен помогать человеку становиться лучше. И Бог смотрит на сердце человека. Если человек не постится, но он добрый — это лучше, чем он постится и злой.

Ошибка №6. Думать, что пост прибавляет святости.

Бесы не едят мяса. И коровы тоже. Но святости это им не прибавляет. Пост — это время духовной тренировки с подходящими для этого условиями.

Ошибка №7. Неумеренный пост

Есть святые отцы, кто испортил себе желудок в начале своего духовного пути, а потом всю жизнь страдали невозможностью нормально поститься. Используйте их драгоценный опыт.

Неумеренный пост часто бывает по гордости. Когда человек думает, что у него есть сверх-способности не есть. Но жизнь учит: если поднять резко тяжёлую гирю без разминки и тренировки, можно сорвать спину на всю жизнь. Не надо так.

Ошибка №8. Пост для детей, беременных и питомцев

Беременным и кормящим нельзя поститься на пищу. Ребёнок должен получать питательные вещества, а мать не должна после этого остаться без волос и зубов.

И детям нельзя поститься. Тем более насильно. Это может навсегда вызвать у них неприятие Церкви и веры в Бога. Как начинать поститься детям, я напишу (сниму видео) — отдельно.

И собачкам вашим тоже нельзя поститься. Я читал заметку ветеринара, которого заставили усыпить свою собачку веганы, ибо она сошла с ума. Не буду писать, что она начала есть… Но они не давали ей мяса. Не надо так.

Ошибка №9. В пост нельзя интимных отношений

И да, и нет. Воздержание от «постели», конечно, входит в понятие поста. Если ты не ешь мяса, то уж точно не должен пить водку или предаваться любовным утехам.

Но это когда твоё тело — твоё дело. Другие всё таки не должны от этого страдать. Ребёнку свари молочную кашку. А мужу/жене не давай повода искать ласки на стороне. Не разрушай семью. Именно поэтому апостол Павел в послании Коринфянам говорит:

Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. (1Кор. 7:5)

Вот и выходит: с одной стороны пост предполагает такое воздержание, с другой стороны — только по обоюдному согласию.

Ошибка №10. Не могу поститься по болезни, не буду поститься совсем.

Что вы к этой скоромной еде привязались?

Врачи запрещают поститься, тогда просто уменьши свою порцию на 10%. Откажись от второй конфетки с чаем (для начала просто от второй). Болтайте меньше по телефону. Выходи реже в соцсети. Откажись от телека. Брось уже курить, наконец.

Один мой друг вообще на солёные огурцы постится. «Люблю я их дико, просто с ума схожу». Поститесь на то, что опустошает Вашу жизнь. Уклонись от зла.

Ошибка №11. Постишься телесно, но не постишься духовно.

Уклонись от зла и сотвори благо. Ты не ешь мяса и не пьёшь молока — значит встал на рельсы, отлично! Теперь можешь ехать к Богу или в ад.

Кто-то начинает больше играть в компьютерные игры или пить алкоголь. Компенсирует недостаток еды какой-нибудь страстью. Например, не ем мяса, но пошёл в ночной клуб. Не надо в ад.

Пост — это когда ты чуть больше молишься. Начал, наконец, читать Новый Завет. Причащаешься чаще. Навестил маму с папой, или больного друга. Сделал доброе дело своему врагу. А не есть мясо — это диета такая. Очень, кстати, полезно для здоровья, если на время и умерено. А для души пост — это подмога в тренировке духа. Но расти нужно именно духовно. А идти к Богу.

Автор: священник Владимир Панарин

Каждые Пн, Ср и Пт провожу стримы в Инстраграм: @popbloger
Если понравилась статья, поддержите проект лайком и репостом. Благодарю за комментарии и пожертвования:

Источник