Меню

Посты многодневные и однодневные отличие поста от диеты



Православные посты — содержание, смысл, расписание

Что такое пост в Православии

Православные посты – это особенное время духовного труда. Пора усердной молитвы и покаяния при воздержании от пищи животного происхождения (мясо, яйца, молочные продукты), а также лакомств. Это подчинение тела человека духу, воспитание воли и борьба с одной из главных страстей — чревоугодием. Если человек научится усмирять тело от объедения, закалит волю, то сможет и душу уберечь от греха.

Первым упоминанием поста в Библии, по мнению Святых Отцов, является запрет Богом Адаму вкушать плоды с дерева познания добра и зла,. Это было испытание, сможет ли человек ограничивать себя и смириться перед Волей Бога. И нарушение поста привело к искажению грехом природы человека. Собственно говоря пост это упражнение для воли. Человек это личность. Задача личности — овладеть своей природой. Пост для этого самое первое средство.

“Если мы боремся с дияволом … постом и бдением – то он бросает оружие и отступает… С помощью аскезы, подвига человек уподобляется бесплотным силам. Конечно, воздерживаться нужно, имея в виду высшую духовную цель. Если человек воздерживается, чтобы избавиться от вредных для здоровья жиров, то он заботится [лишь] о благе своей плоти” (преподобный Паисий Святогорец).

Православные посты — содержание

Ограничения во время поста распространяются не только на скоромную (нарушающую постные запреты) пищу. Они касаются и еды хотя и постной, но в то же время изысканной. Святые Отцы учат не обманывать себя формальным подходом к посту. Нужно постараться взглянуть на свою жизнь и честно признать беззаконность своих поступков. Затем искренне в них покаяться и принести Богу достойные плоды покаяния и молитвы.

Также православные посты накладывают ограничения на развлечения, различные увеселительные мероприятия. Современные люди зачастую подвержены зависимостям от компьютерных игр, просмотра телевизора и развлекательных программ, а также от социальных сетей и виртуального общения. Необходимо максимально ограничить такое времяпрепровождения.

Одной из распространенных благочестивых традиций в православные посты является помощь ближним. Подаяние милостыни, помощь больным, пожертвования и другие добрые дела, которые позволяют сосредотачиваться не на себе, а на близких и нуждающихся людях.

Важно понимать, что смысл и главная задача поста не в отказе от определённой пищи, а:

1) тренировка воли, способности к самоограничению, отказу от желаемого, но излишнего;

2) духовное очищение, раскаяние в грехах, усиление молитвы.

Как говорил преподобный Паисий Святогорец:

“Посредством поста человек превращается в агнца, ягнёнка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи.”

Многодневные православные посты

Православный устав выделяет четыре многодневных поста.

Рождественский пост

Рождественский пост начинается 28 ноября. Он длится 40 дней, и завершается празднованием Рождества Иисуса Христа 7 января. Первые упоминания о Рождественском посте встречаются в летописных документах IV века и длился он всего 7 дней (у некоторых христианских общин дольше). Продление поста до 40 дней, до самого Рождества Христова, было принято в 1166 году.

Монастырским уставои разрешено употребление пищи с растительным маслом во все дни, исключая среду и пятницу. В праздничные, субботние и воскресные дни допускаются к употреблению рыба и морепродукты. Исключение – заключительная неделя поста. В Рождественский Сочельник существует традиция полного воздержания от приёма пищи. Трапезу начинают только с появлением в небе первой звезды. Важно отметить, что монастырский устав не распространяется на мирян. Мера поста определяется по согласованию с духовником исходя из собственного здоровья и духовных сил.

Великий пост

Великий – этот строгий пост, посвященный Иисусу Христу и Его Воскресению из мертвых — День Пасхи. Пост представляет собой 40 дней (Четыредесятницу), когда христианин приносит покаяние перед Богом. И дополнительно 7 дней Страстной Седмицы, когда вместе со Христом человек переживает предательство, арест, распятие, смерть и воскресение Спасителя. Завершается Великий пост Светлым Христовым Воскресением. Это особенные дни и даже богослужения значительно отличаются от остального года. Литургия совершается только в субботу и воскресенье. В среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных Даров. Ее особенность в том, что Святые Дары освящаются заранее на полной Литургии в воскресение и хранятся в специальном ковчеге.

В будние дни на богослужениях читается молитва Ефрема Сирина с 12 земными поклонами. По монастырскому уставу, православные отказываются от пищи в первый и второй день Великого Поста и в Страстную Пятницу (иногда всю седмицу). На все время поста со столов нужно убрать рыбные продукты (кроме праздников Благовещения и Входа Господня в Иерусалим). Использовать в приготовлении пищи растительное масло можно лишь в субботу и воскресенье. Для мирян эти ограничения носят рекомендательный характер. Следовать им нужно в зависимости от состояния здоровья и обстоятельств.

Петропавловский пост

Пост, посвященный апостолам Петру и Павлу имеет разную продолжительность в разные года, его длительность зависит от того, в какой день в году праздновалась Пасха. Первый день поста — всегда начало недели Всех Святых, последний день — 12 июля. Он не слишком строгий в сравнении с Великим постом, и в любой день, кроме среды и пятницы, дозволяется употреблять рыбу.

Успенский пост

Успенский пост посвящен Богородице, Деве Марии и Ее Успению. Это наименее продолжительный пост, его протяженность 2 недели: с 14 по 28 августа, завершается он празднованием Успения Божией Матери. Во время поста запрещаются не только мясные продукты, монастырский устав не разрешает яйца и молочные продукты, а также рыбу. Рыбное меню можно себе позволить только 19 августа, в праздник Преображения Господня.

Еженедельные церковные посты

В Русской Православной Церкви принято соблюдать еженедельный пост. Каждую среду православные вспоминают предательство Иудой Спасителя; в пятницу – постящиеся сострадают распятому Иисусу Христу и мукам, которые он перенес. Пост в эти дни особенно строг и приравнивается к Великому посту. Употреблять пищу необходимо без масла и в сыром виде, не подвергающуюся термической обработке. Под запретом мясо, рыба, яйца, отказаться придется и от молочных продуктов (это монастырский устав, для мирян он носит лишь рекомендательный, но не обязательный характер).

Однодневные посты

Выделяется еще несколько постных дней, здесь можно отметить три дня особо строгого поста:

– Крещенский Сочельник, он приходится на 18 января, в этот день постящиеся вспоминают Крещение, совершенное Иоанном Крестителем над Господом. Иоанн крестил иудеев дабы оставили они грехи свои, поэтому и современные христиане готовятся к очищению от грехов, что связано с необходимостью поста.

– Усекновение главы Иоанна Предтечи (11 сентября) – великий день поминания, когда был казнен великий пророк.

– Воздвижение Креста Господня (27 сентября) – день, когда воспоминают событие распятия Спасителя на кресте.

Постимся без фанатизма

Большинство современных священников сходятся во мнении, что строгость в соблюдении поста должна соответствовать степени воцерковленности человека, его здоровью и образу жизни. Так, пост значительно облегчается для беременных и кормящих женщин, детей, болеющих людей, путешествующих, военнослужащих, людей, питание которых не зависит от них.

Читайте также:  Малина растение в диете

Ошибочно приравнивать пост к диете и соблюдать его лишь для того, чтобы похудеть, тем самым искажаю саму суть воздержания от скоромной пищи. Питание – это важная составляющая православных постов, но при этом не стоит уделять кулинарному вопросу излишнее внимание, важнее пищи – общение с Богом посредством молитвы, покаяние, участие в Таинстве Причастия, забота о ближних и стремление исправить свою жизнь.

“Если будешь с жадностию много есть и пить, то будешь — плоть, а если будешь поститься и молиться, то будешь — дух. Не упивайтеся вином, но паче исполняйтеся Духом (Еф. 5, 18; 1 Сол. 5, 6–8). Постись и молись: и совершишь великие дела. Сытый не способен к великому делу. Имел простоту веры и совершишь великие дела: ибо вся возможна верующему (Мк. 9, 23). Имей тщание и усердие: и совершишь великие дела” (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Источник

Чем пост отличается от диеты

Отказ от пищи животного происхождения, от острой и сладкой еды – это только видимая часть поста. Суть его заключается в ограничении и управлении инстинктивной, животной сущностью человека для очищения душевного состояния.

Пост понимается как сознательное ограничение плоти от наслаждения и приумножение душевной силы, чтобы с помощью поста одержать победу над страстями. Телесная составляющая в посте имеет второстепенное значение.

Как понимают пост христиане

Посты практиковали и практикуют в разных религиозных традициях, объединяет их все воздержание от употребления пищи (или ограничение в употреблении продуктов животного происхождения), увеселительных мероприятий и физических утех.

Пост – это системное воздержание от удовольствий и благ, аскетический подвиг верующего, которому всегда сопутствует молитва, осмысленное чтение Святых Отцов и более углубленное чтение Евангелия. Важным аспектом поста также является усиленное внимание к своим недостаткам, воздержание от ссор и споров, а также особое отношение к окружающим: раздача милостыни, помощь нуждающимся и так далее.

Пост в Священном Писании

Посты Ветхого Завета связаны с именем Моисея, который совершал эту жертву перед получением скрижалей от Бога. Также в древней Иудее были распространены такие практики воздержания, как обет молчания, отказ от некоторых продуктов питания, отказ от пищи на день и более.

Вероучительную составляющую поста можно проследить в Новом Завете: это отказ Иисуса Христа от пищи на 40 дней перед проповедью. Показательно, что во время поста в пустыне, Христос трижды подвергался искушениям дьявола.

В христианстве богословы выделяют две стороны поста: телесную и духовную. Телесный пост заключается в отказе от пищи, воздержании. Духовный представляет собой аскетическую практику, направленную на борьбу со страстями и желаниями плоти.

Надо понимать, что пост в сути своей – это не самоцель, а средство достижения цели, он призван сконцентрировать внимание человека не на плотском, а на духовном мире.

Пост в Священном Предании

Верующий не должен упиваться собственной праведностью, просто воздерживаясь от еды. Эта идея прослеживается и у Отцов Церкви. Святитель Иоанн Златоуст писал, что человек заблуждается, если думает, что суть поста заключается лишь в воздержании от пищи. Истинный пост заключается в удалении от зла, обуздании языка, управлении гневом, укрощении похотей. Верующий должен прекратить клеветать, лгать и нарушать клятвы.

Пост напоказ также не является духовной практикой и всячески осуждается самим Христом, в его обличительных речах, адресованным фарисеям.

Отцы Церкви, Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов, выделили основные цели и смыслы поста для христианина. По их мнению, благодаря посту христианин отрывается от земного, тварного и греховного. Воздержание позволяет верующему взрастить в душе любовь к Творцу и Царствию Небесному. Цель же поста – духовный рост человека и подчинение плоти духу.

Строгость поста

Для мирян и монахов правила поста разнятся. Согласно Уставу Православной церкви, после пострижения в монахи, человек на всю жизнь должен отказаться от мясных продуктов.

Посты можно разделить на однодневные и многодневные. Однодневные посты связаны со страданиями Христовыми и его смертью (среда и пятница). Также выделяются дни строгого поста – Воздвижение Христа Господнего, Усекновение головы Иоанна Крестителя, навечерия Богоявления. Многодневными являются Великий, Петров, Успенский и Рождественские посты.

Строгое расписание поста Церковь предписывает монахам, пост мирян не регламентирован так строго и в целом зависит от желания и духовного рвения христианина. Учитываются и индивидуальные особенности мирянина – духовник или приходской священник может снять какие-либо ограничения поста по веским причинам (болезнь, беременность, путешествие и т. д.).

Пост в других религиях

Пост как духовная практика, существует не только в христианстве и иудаизме, но и в других религиозных системах. В исламе, весь месяц Рамадан является постом – до заката солнца, правоверный мусульманин должен избегать любой пищи, питья и всех чувственных удовольствий.

Дети, пожилые люди, болеющие, беременные не постятся в Рамадан. Кроме этого, мусульмане также могут поститься в индивидуальном порядке (по обету, искупая грехи или доказывая своё благочестие).

В индуизме, независимо от того, к какому течению принадлежит человек (шиваит он, шактист или вайшнав), он не употребляет в пищу говядину, потому что коровы считаются в Индии священным животным. В большинстве регионов Индии мясо животных вообще не употребляется в пищу – связано это с религиозно-философской концепцией ахимсы (ненасилии).

В буддизме пост, в первую очередь, связан с монашескими обетами и воздержанием во время каких-либо религиозных практик. Среди не-монахов существуют временные запреты на употребление алкоголя, чеснока, мяса.

Источник

Что такое пост

В последнее время мы все чаще слышим слово «пост».

В ресторанах, кафе и даже в столовой на работе подают постное меню, все больше и больше знакомых постятся перед Пасхой, а верующие друзья в пост не приходят на день рождения. Большинство знает, что в это время нельзя есть мясо. Гораздо меньшее количество людей знает, что нельзя пить, курить и заниматься сексом. А что еще нельзя кушать и зачем нужно поститься знают только истинно верующие люди.

Какие бывают посты?

Вообще постов очень много, они бывают многодневные и однодневные. Длительных многодневных постов существует четыре. Самый крупный и самый известный — это Великий Пост перед Пасхой. Во время этого поста нельзя кушать мясо, рыбу, яйца, молочные продукты, постное масло, употреблять алкоголь. Длится Великий Пост ровно сорок восемь дней. Это еще и самый строгий пост, особенно в первую (полное воздержание от пищи) и последнюю неделю (в пятницу и субботу полное воздержание от пищи) перед Светлым Христовым Воскресеньем. Рыба разрешается в Благовещение Пресвятой Богородицы и в Вербное воскресенье. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.

Далее по значимости — Рождественский Пост. Длится он с 28 ноября до 7 января и заканчивается праздником Рождества. В последнюю неделю пост усиливается, в эти дни рыбу нельзя есть даже в субботу и воскресенье. Между тем именно на эти дни приходится празднование Нового года, и православным христианам приходится быть особенно собранными, чтобы не веселиться, не пить шампанское и не есть вкусностей с праздничного стола.

Читайте также:  Можно ест горький шоколад когда сидишь на диете

Апостольский или Петров пост начинается 7 июня, а прекращается 12 июля в день Петра и Павла. Этот пост еще называют летним. Через месяц после него наступает многодневный Успенский пост. Он продолжается две недели — с 14 по 28 августа.

Кроме многодневных постов, есть еще постные дни и однодневные посты. Еженедельными постными днями являются среда и пятница. Правда, не каждую неделю. Есть, так называемые «сплошные седмицы», во время которых можно есть мясо и молочные продукты по средам и пятницам.

Кому можно есть все…или почти все

При проведении постов Святая Церковь не делает различий между служителями церкви и мирянами, мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. Пожилые, люди, страдающие тяжелыми заболеваниями, дети до 14 лет, а также беременные и кормящие женщины освобождаются от поста.

Есть еще одна категория людей, которым разрешено не соблюдать пост — это тем, кто в силу сложившихся обстоятельств не может обеспечить себя постоянной пищей — военнослужащим, заключенным, путешественникам и др.

Польза

Собственно с медицинской точки зрения в посте нет ничего плохого. В это время происходит очищение и общее оздоровление организма, избавление от лишних килограммов. Благодаря растительной пище, богатой клетчаткой, усиливается перистальтика кишечника, и перестают беспокоить запоры. К тому же, углеводы, в отличие от белковой пищи (мясо, рыба), быстрее и легче усваиваются. Соответственно меньше энергии требуется организму на переваривание пищи.

Во время поста нормализуется пищеварение и обмен веществ. Из-за замены сливочного масла на растительное может снижаться повышенное кровяное давление и уровень холестерина, что имеет большое значение при лечении ишемической болезни сердца и гипертонии.

Есть мнение, что вегетарианская диета улучшает умственные способности. С точки зрения физиологии это объясняется низким содержанием питательных веществ в крови при низкокалорийной диете. Ведь если питательных веществ много, то умственная активность падает. Как говорится «Сытое брюхо к ученью глухо».

Кроме того, не секрет, что пост — отличная возможность похудеть, поправить фигуру к летнему сезону.

Ограничивать себя в определенных продуктах — это еще не значит однообразно питаться и страдать от нехватки витаминов и минеральных веществ. Ведь в рационе постящегося присутствуют всевозможные крупы, хлеб, соя, бобовые, грибы, фрукты, овощи, орехи. В качестве сладостей можно варенье, мед, сухофрукты, сахар. Из списка разрешенных продуктов видно, что авитаминоз во время поста не грозит. Однако, если ощущается витаминная недостаточность, особенно характерная для весны, медики советуют принимать во время поста витамины — обычные или с микроэлементами.

Пост, начатый просто потому, что «это модно», может подорвать здоровье, а голод — сделать человека злобным и раздражительным. Начинать исключать продукты из рациона нужно постепенно, а не за один день. Поэтому, прежде чем начать поститься, желательно посоветоваться со священником, а если человек болен, то и с врачом.

К тому же, Святая Церковь постоянно напоминает, что пост телесный, без поста духовного, не имеет особого смысла. Истинный пост связан с чистотой души, чистотой мыслей. А без этого он становится всего лишь диетой. Это тоже неплохо, но цели иные!

Выпускающий редактор — Филиппова Галина

Источник

Православный пост

Православный пост. Пост для православного человека — это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище. Пост телесный необходим для совершения поста духовного, тот и другой пост в своем объединении образуют пост истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом. В дни поста (дни говения) церковным Уставом запрещается скоромная пища — мясные и молочные продукты; рыба разрешается лишь в некоторые постные дни. В дни строгого поста не позволяется не только рыба, но всякая горячая пища и пища, приготовленная на растительном масле, только холодная пища без масла и неподогретое питьё (иногда называется сухоядением). В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост в среду и пятницу (за исключением особых недель) в течение всего года.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него. Сплошные седмицы следующие:
1. Святки — с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея — за две недели до Великого Поста.
3. Сырная (масленица) — неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи.
5. Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

Многодневные и однодневные посты

Однодневные посты, кроме среды и пятницы (дни строгого поста, без рыбы, но разрешается пища с растительным маслом):
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни — Агиасмы — крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.
2. Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.

Многодневные посты:

1. Великий Пост или Святая Четыредесятница.
Он начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы (сорок дней) и Страстной седмицы (недели, предваряющей Пасху). Четыредесятница установлена в честь сорокодневного поста Самого Спасителя, а Страстная седмица — в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Господа нашего, Иисуса Христа. Общее продолжение Великого Поста вместе со Страстной седмицей — 48 дней.

Читайте также:  Диета при струвитах у людей

Дни от Рождества Христова до Великого Поста (до масленицы) называются рождественским или зимним мясоедом. Этот период содержит три сплошные седмицы — Святки, Мытаря и фарисея, масленицу. После Святок по средам и пятницам разрешена рыба, вплоть до сплошной седмицы (когда во все дни недели можно есть мясо), наступающей после «Недели мытаря и фарисея» («неделя» по-церковнославянски означает «воскресенье»). В следующую, после сплошной, седмицу рыба уже не разрешается в понедельник, среду и пятницу, но еще разрешено растительное масло. Понедельник — пища с маслом, среда, пятница — холодная без масла. Установление это имеет цель постепенного приготовления к Великому Посту. Последний раз перед постом мясо разрешается в «Неделю мясопустную» — воскресенье перед масленицей. В следующую седмицу — сырную (масленицу) разрешаются всю неделю яйца, рыба, молочные продукты, но мяса уже не едят. Заговляются на Великий пост (последний раз едят скоромную, за исключением мяса, пищу) в последний день масленицы — прощеное воскресенье. Этот день еще называют «Неделей сыропустной».

Принято с особой строгостью соблюдать первую и Страстную седмицы Великого Поста. В понедельник первой седмицы поста (чистый понедельник) установлена высшая степень поста — полное воздержание от пищи (благочестивые миряне, имеющие аскетический опыт, воздерживаются от пищи и во вторник). В остальные седмицы поста: в понедельник, среду и пятницу — холодная пища без масла, вторник, четверг — горячая пища без масла (овощная, крупяная, грибная), в субботу и воскресенье разрешается растительное масло и, если это необходимо для здоровья, немного чистого виноградного вина (но ни в коем случае водки). Если случится память великому святому (со всенощным бдением или полиелейной службой накануне), тогда во вторник и четверг — пища с растительным маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла. Справиться о праздниках можно в Типиконе или Следованной Псалтири. Рыба разрешается два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (если праздник не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье, В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра, В пятницу Страстной седмицы принято не вкушать никакой пищи до выноса плащаницы (наши предки в Страстную пятницу вообще не принимали пищи).

Светлая седмица (неделя после Пасхи) — сплошная — скоромное разрешается во все дни недели. Начиная со следующей недели после сплошной вплоть до Троицы (весенний мясоед) разрешается рыба по средам и пятницам. Неделя между Троицей и Петровым постом — сплошная.
Далее: Читать далее .

2. Петров или Апостольский nocт.
Начинается пост через неделю после праздника Святой Троицы и заканчивается 12 июля, в день празднования памяти святым апостолам Петру и Павлу, Установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Длительность этого поста в разные годы различная и зависит от дня празднования Пасхи. Самый короткий пост длится 8 дней, самый длинный — 6 недель.

Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. Понедельник — горячая пища без масла, среда и пятница — строгий пост (холодная пища без масла). В остальные дни — рыбные, крупяные, грибные блюда с растительным маслом. Если случится память великому святому в понедельник, среду или пятницу — горячая пища с маслом. На праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.
В период от окончания Петрова поста до начала Успенского (летний мясоед) среда и пятница — дни строгого поста. Но если на эти дни выпадут праздники великого святого с всенощным бдением или полиелейной службой накануне, то разрешается пища с растительным маслом. Если же в среду и пятницу случаются храмовые праздники, то разрешается и рыба.
Далее: Читать далее …

3. Успенский пост (с 14 по 27 августа).
Установлен в честь успения Пресвятой Богородицы. Сама Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постоянно постилась и молилась. Нам же, духовно немощным и слабым, тем более следует как можно чаще прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и скорби. Этот пост длится всего две недели, но по строгости сообразен Великому. Рыба разрешается только в день Преображения Господня (19 августа), а если конец поста (Успение) придется на среду или пятницу, то этот день также рыбный. Понедельник, среда, пятница — холодная пища без масла, вторник и четверг — горячая пища без масла, суббота и воскресенье — пища с растительным маслом. Вино во все дни запрещается. Если случится память великого святого, тогда во вторник и четверг — горячая пища с маслом, понедельник, среда, пятница — горячая пища без масла.

Устав о пище по средам и пятницам в период от окончания Успенского поста до начала Рождественского (осенний мясоед) такой же, как и в летний мясоед, т. е. по средам и пятницам рыба разрешена лишь в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великому святому со всенощным бдением или с полиелейной службой накануне.
Далее: Читать далее .

4. Рождественский (Филиппов) пост (с 28 ноября по 6 января).
Этот пост установлен ко дню Рождества Христова, чтобы мы очистили себя в это время покаянием, молитвой и постом и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя. Иногда пост этот называют Филипповым, в знак того, что он начинается после дня празднования памяти апостола Филиппа (27 ноября). Устав о пище в этот пост совпадает с уставом Петрова поста до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздники Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря) и святителя Николая выпадают на понедельник, среду или пятницу, то разрешается рыба. От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. В предпразднество же Рождества Христова пост соблюдают также, как в дни Великого Поста: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье. В навечерие Рождества (сочельник), 6 января, благочестивый обычай требует не вкушать пищи до появления первой вечерней звезды, после чего принято вкушать коливо или сочиво — вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом, в некоторых местностях сочивом называют отварные сухие плоды с сахаром. От слова «сочиво» и происходит название этого дня — сочельник. Сочельник есть еще и перед праздником Крещения Господня. В этот день (18 января) также принято не вкушать пищи до принятия Агиасмы — крещенской святой воды, освящать которую начинают уже в сам день сочельника.
Далее: Читать далее .

Источник